order@karjala.su
 

Успенский собор

 
Успенский собор
Успенский собор
Успенский собор
Успенский собор

Deprecated: Methods with the same name as their class will not be constructors in a future version of PHP; SAPE_base has a deprecated constructor in /var/www/www-root/data/www/karjala.su/5c046991846d06249c95e75381b03fd9/sape.php on line 21

Deprecated: Methods with the same name as their class will not be constructors in a future version of PHP; SAPE_client has a deprecated constructor in /var/www/www-root/data/www/karjala.su/5c046991846d06249c95e75381b03fd9/sape.php on line 615

Deprecated: Methods with the same name as their class will not be constructors in a future version of PHP; SAPE_context has a deprecated constructor in /var/www/www-root/data/www/karjala.su/5c046991846d06249c95e75381b03fd9/sape.php on line 1177

Deprecated: Methods with the same name as their class will not be constructors in a future version of PHP; SAPE_articles has a deprecated constructor in /var/www/www-root/data/www/karjala.su/5c046991846d06249c95e75381b03fd9/sape.php on line 1529

История России, история ее духовного самодержавия и величественной государственности сосредоточена не только и не столько в городах-столицах, княжеских и царских, сколько в русских селениях, которые, как воины-герои, во все века неотступно вставали на защиту Отечества. Не было бы этих рядовых защитников с их неизбывной крепостью, не явились бы на свет Божий ни Великая Русь, ни Российская империя, ни даже нынешняя Россия, а вслед затем и наши столицы - Москва и Санкт-Петербург.

Таких крепостей-защитников на Руси не счесть. Из малых они перерастали в большие, становясь городами, хотя случалось, что и вовсе не росли, увядая в младенчестве.

Неслабой крепостью, оберегавшей вместе с Кольским и Сумским острогами северо-западные рубежи России, была когда-то и Кемь.

Торжественная закладка Успенского собора в Кеми состоялась в 1711 году. Строительство его продолжалось до 1717 года. Причем первым был возведен не главный храм, а придельный, посвященный преподобным Зосиме и Савватию который был освящен 29 июля 1714 года, а в августе — главный Успенский храм. Окончание строительства датируется 1717 годом.

В период строительства собора борьба России со Швецией за обладание выходом в Балтийское море была ознаменована дальнейшими успехами. В 1713 году шведские войска были изгнаны из Гельсингфорса, Або и Вазы; в 1714 году при Гангуте был разбит шведский флот; в 1717 году в Амстердаме подписан трактат "о дружбе, союзе, коммерции" между Россией, Францией и Пруссией, по которому державы приглашались "для содержания генеральной тишины в Европе". Петр I придавал первостепенное значение выходу России в Балтийское море и победам над войсками правительств, мешавших тому. Победа в Полтавской битве (1709) праздновалась всенародно и повсеместно в России.

Разгром врага, на протяжении полутораста лет многократно разорявшего Поморье, в том числе и Кемь, правомерно считать поводом к созданию величественного, триумфального памятника. Торжество победы и национальное достоинство нашли отражение в монументальной архитектуре трехшатрового Успенского собора. В этой красоте отражена целостность христианской мудрости, к которой издревле устремился русский народ. Ею пронизаны архитектурные образы всех без исключения древнерусских деревянных храмов и часовен. Долгий исторический опыт их строительства отражен в Кемском соборе, который по своей композиции, конструктивно-строительным приемам и образно-художественному строю являет собой настоящую энциклопедию деревянного шатрового зодчества Руси.

Ко времени его возведения планировочная структура Кеми уже сформировалась. Центр города располагался на большом Леп-острове, разделявшем реку Кемь на два рукава в 7 верстах от ее впадения в Белое море. Здесь же стоял Кемский острог, первые укрепления которого возникли еще в XYI веке. Неподалеку от него на высоком каменистом кряже, всего в 120 метрах от берега был сооружен трехшатровый храм с высотным центральным объемом.

Второй этап в истории Успенского собора, возможно, связан с событиями 1785 года, когда Кемь была назначена уездным городом вновь образованного Олонецкого наместничества. Вероятно, вскоре после этого предпринимается попытка «поновления» собора: ремонтируются кровли и стены, растесываются окна и их нижний ряд выводится на один уровень. В это же время древнее волоковое окно в алтаре Зосимо-Савватиевского придела было заменено на косящатое. По-видимому, реконструкция коснулась и интерьеров, в частности, были «поновлены» иконы Зосимо-Савватиевского придела.

И, наконец, последний этап характеризуется радикальными изменениями в облике собора.

Строители собора блестяще выполнили поставленную перед ними задачу - возвести сооружение, которое, отвечая духу времени, по своей торжественности и величию превосходило бы другие постройки города.

Чтобы яснее представить пространственную роль Кемского собора в окружающем его архитектурном пространстве, обратимся к путевым заметкам академика В.В. Суслова, который в конце XIX века посетил Кемь, застав в ней остатки сооружений, располагавшихся рядом с собором во время его строительства. "...Мы по компасу взяли направление и вскоре показался Кемский залив... На самом мысе поднималась уже покосившаяся громадная башня старинного острога. Быстрое течение двух рек, омывающих это место, давно разрушило старинное Кемское укрепление, и теперь только широкая восьмиугольная башня, очутившаяся на островке, доживает свои последние годы. Сзади этого пошатнувшегося безмолвного свидетеля минувших оборон, на склоне горы виднелось старинное, ныне заколоченное здание бывшего подворья Соловецкого монастыря. За ним на горе расстилалась группа стареньких домов, а между ними как-то особенно величаво рисовались в воздухе высокие, почерневшие от времени шатровые крыши собора".

Неотъемлемой частью архитектурного совершенства Кемского собора, так же как и всех других лучших памятников деревянного зодчества, располагавшихся по берегам рек или озер является композиционно-пространственная связь с водой, учет восприятия постройки с реки.

План собора прост и ясен. Его композиционным ядром служит квадратный сруб трапезной, вокруг которого группируются три придела: с востока - во славу Успения Богородицы, с севера - соловецких святых подвижников Зосимы и Савватия, с юга - Николая Чудотворца. С западной стороны композицию уравновешивает галерея-паперть с широким двухвсходным крыльцом, не менее торжественным, чем на 22-хглавом Преображенском соборе в Кижах, строительство которого также связано с победами Петра I в долгой (1700-1721) Северной войне.

Основу пространственной композиции Кемского собора формируют три шатровых столпа, из которых центральный является главным, а два боковых - подчиненными ему. Высота центрального столпа - храма Успения Богородицы - 35,5 м, а боковых в среднем по 23,5 м. Каждый из шатровых столпов сооружен по типу "восьмерик на четверике" и с востока завершен пятигранным алтарем с пластичной бочковой кровлей и главкой с крестом. Объединяет столпы широкий и низкий сруб трапезной (13 х 13 х 4 м) под пологой двускатной кровлей, угол наклона которой ритмично повторяется на кровельных скатах паперти и крыльца.

Внутреннее убранство трапезной предельно лаконично: гладко струганные бревенчатые стены, потолок из широких плах, лежащих на мощных круглых матицах и поперечном двухбревенном прогоне, поддерживаемом двумя могучими резными столбами, скамьи вдоль стен и две печи из крупномерного кирпича по углам. Вот и все.

Можно отметить интересную особенность перекрытия трапезной: главная балка потолка — «матица» — не горизонтальна, а несколько искривлена, и концы ее, опирающиеся на стены, почти на 30 см ниже середины, лежащей на столбах. От этого потолок трапезной приобретает характер свода малой кривизны, что зрительно увеличивает ширину трапезной. Но тем не менее смысл такого устройства потолка скорее конструктивный, поскольку плахи потолка, лежащие параллельно матице на вспомогательных балках, образуют распор и этим в какой-то мере уменьшают прогиб вспомогательных балок. Такой прием применялся и в других деревянных храмах на Русском Севере.

Освещалась трапезная неярко, сохраняя и в солнечную погоду приглушенную цветовую гамму, не рассеивающую внимание и молитвенное сосредоточие. Здесь было три косящатых окна: одно с севера и два, спаренное и одинарное, с юга. Трапециевидный портал вел из трапезной в центральный двухсветный четверик, который освещался двумя окнами друг над другом с северной стороны и тремя - с южной. Помимо этого на западной стене располагались два небольших окна.

При общей симметрии композиции на юг прорублено значительно больше окон, чем на север. Световое решение интерьеров отличается большим мастерством: место для молящихся и низ иконостаса освещаются боковым светом из окон, расположенных в уровне роста человека; через эти же окна осуществляется и зрительная связь с наружным пространством. Верх пятиярусного иконостаса, который первоначально, при строительстве Успенского собора, был тябловым, освещается через окна, прорубленные под самым потолком в западных стенах храмов, причем этот источник света не виден человеку, стоящему лицом к иконам, поскольку остается у него за спиной. Таким образом, получается очень интересный эффект «свечения» иконостаса.

Иконы Успенского собора можно смело отнести к плеяде лучших произведений древнерусского искусства. Исследованиями художника-реставратора Байера А. И. большинство из них датируются XVII веком. Изучение живописи Успенского собора продолжается, и вполне возможно, реставраторов ждут впереди неожиданные открытия.

Древним традициям соответствовало и перекрытие четверика в виде потолка-неба, разделенного на 12 сужающихся к центральному замку - "солнцу" полос.

Убранство обоих приделов было схожим, хотя в их архитектурно-конструктивном построении есть заметные отличия. Так, северный, Зосимо-Савватиевский, придел, возникший и освященный раньше всего собора, имеет свой самостоятельный вход с небольшой папертью, служащей и сенями. А южный, Никольский, сообщается лишь с трапезной через открытый проем. В четверике северного придела прорублено двойное (спаренное) косящатое окно, а в четверике южного - одинарное. Северный придел, как и центральный, рублен "в лапу", а южный - "в обло".

Основная конструктивная особенность собора в том, что все его объемы представляют собой взаимосвязанный сруб, задуманный и построенный как единое сооружение, без последующих достроек и перестроек. Центральный шатер - главная архитектурная форма Кемского собора - рублен "в режь" и имеет шесть пар горизонтальных связей. Конструкция шатров на приделах, в отличие от центрального, - стропильная. Для перекрытия рубленных восьмериков такая конструктивная система применялась лишь на сравнительно невысоких шатрах крепостных башен и часовен или на колокольнях, где шатровые основания опираются на столбы.

Возвышенно-героический образный строй, чуть смягченный весьма скупым, но выразительным декором, пронизывает весь собор от первых венцов до устремленных ввысь крестов. Мощный четверик нижнего сруба, на нем - более облегченный восьмерик, немного расширяющийся кверху, резкий излом полицы и - свободное, ничем не прегражденное движение вверх по крутому скату шатра к главке, подобной огню свечи, а за ней - к крестовой голгофе, растворяющей скорби в манящей бесконечности неба, - все композиционные элементы памятника, включая и характер внутреннего убранства, подчинены единой архитектурной идее, безукоризненно целостной и величественной в своей мудрой простоте. Та идея есть часть всеохватной мудрости Божией.

В облике Успенского собора архитектурным языком высказана Благая Весть, то же Евангелие, на незыблемых постулатах которого основывалась православная жизнь России и ее самобытность, образно преломленная в творениях народа, будь то литература, живопись, архитектура... И если древнюю иконопись называют "умозрением в красках" (кн. Евг. Трубецкой), то древнерусское деревянное зодчество - умозрение в формах. Оттого и нет его памятникам нигде в мире аналогов. Оттого год от года множится число людей, стремящихся воочию увидеть деревянные сокровища России.

Все части памятника связаны общей пропорциональной зависимостью, чем достигается единство его трехчастной композиции. Собор рублен из так называемого «рудового» леса, т. е. леса, где «пинда» (наружный непрочный слой древесины) очень тонкая, а сердцевина очень толстая. Такая сосна растет на более низменных местах, около ельника. Сени каркасные, тесовые, «забранные в столбы». Большой шатер рублен из бревен «в реж» (с зазорами) на всю свою высоту, малые шатры — стропильной конструкции. Кровли трапезной и сеней тесовые, гвоздевые. Декоративная обработка концов теса в форме усеченных пик, так называемый «красный тес», создает в солнечный день изумительную игру теней на теплой серебристо-коричневой поверхности старых бревен.

«6 декабря 1876 года Кемский собор за ветхостью был закрыт, а соборному причту передана вновь выстроенная Зосимо-Савватиевская деревянная церковь...», в которую был помещен нижний ряд икон из иконостаса собора, а также вынесена вся утварь и украшения. Примерно в это же время в Кеми затевается строительство нового каменного собора. Однако по каким-то причинам оно затягивалось, новый собор не пользовался популярностью у кемлян и возникла необходимость «возобновления» старого собора, что и было осуществлено в 1885—1889 гг.

В этот период ремонту подвергались все части собора, было заменено значительное количество бревен в стенах приделов и трапезной, перекрыты кровли и частично главки, причем строители сохранили формы древней декоративной обработки покрытий, а также поставлены сжимы на аварийных участках стен. Однако главный акцент был сделан на «поновление» внутреннего убранства собора. В Успенской церкви разбирается первоначальный тябловый иконостас и вместо него в интерьер включается более монументальный пятиярусный иконостас, привнесенный из какой-то другой древней постройки. Как следствие этого, потолок в церкви повышается до уровня верха восьмерика и ему придается пирамидальная форма тяблового «неба». Но, как видно из самих конструкций, это «небо» не предназначалось для несения икон. Интерьер получил, таким образом, не свойственное для деревянного зодчества Севера решение. Иконостас, заполнивший теперь все стены, уже не являлся композиционным центром помещения, а скорее создавал живописный фон, на котором проходило богослужение. Но для того, чтобы облегчить визуальную ориентацию в измененном пространстве, золочеными и резными рамами был выделен местный ряд икон и центральная икона деисусного чина. Ритмику деисуса поддерживали растесанные по вертикали окна верхнего света в четверике, а прорубленные вновь круглые окна в восьмерике предназначались для освещения верхней части иконостаса. В соответствии со строительными правилами того времени собор снаружи был обшит тесом, а изнутри поверхность отесанных бревен была скрыта холщевой обивкой.

Причины поновлений, вероятно, не следует ограничивать лишь изменившимися эстетическими взглядами или архитектурной «модой» тех лет. По-видимому, со временем в народе складывалось отношение к выдающимся древним церковным постройкам как к памятникам истории своего края, с которыми связаны не только культовые традиции, но и целый ряд событий, живущих в памяти поколений. Таким символом истории мог стать и" Успенский собор. Отношение к нему, как к памятнику, предполагало в первую очередь заботу об его сохранности, что и было осуществлено на уровне тогдашней технологии, а, с другой стороны, могло быть подчеркнуто устройством «нового» иконостаса, имеющего самостоятельную художественную и историческую ценность.

Несмотря на то, что Успенский собор строился в течение нескольких лет, его трехчастная композиция была задумана с самого начала. Об этом говорит прежде всего характер ограждающих конструкций: все здание, кроме каркасных сеней и крыльца, представляет собой единый сруб из перевязанных между собой бревен.

До конца 1940х годов памятники деревянного зодчества Карелии, которых в официальных списках значилось не более десятка, не подвергались ни детальному исследованию, ни практической реставрации. Культовые сооружения, оставленные с 1920х-30х годов без должного присмотра, полностью заброшенные или функционирующие обычно как склады, начали интенсивно разрушаться. В то время в Карелии не было своих специалистов - архитекторов, исследователей. Поэтому сюда были направлены специалисты из Москвы. Первые памятники, на которых мастерская начала свою работу, были Успенский собор, Преображенская церковь в Кижах и Успенская церковь в Кондопоге. Одновременно возводили леса для обмеров и обследований и начинались первоочередные ремонтные работы. В этот период примерно 1/5 часть выделяемых средств шла на исследовательские и проектные работы, и 4/5 на производство работ. Работы, в большинстве случаев, носили противоаварийный характер, предохраняющий от дальнейшего разрушения, которые начались в начале 1950х годов по проекту архитектора Александра Викторовича Ополовникова.

В 1950-ые годы уже начали искать способы сохранения древесины, предотвращения ее разрушений. Направляли обращения в ведущие исследовательские институты по вопросам древесиноведения, химии и антисептирования. Но отовсюду приходили ответы, что для подобных строений и целей методов предохранения на тот период не имеется.

К сожалению, невозможность укомплектовать мастерскую специалистами (инженеры, архитекторы) привела к тому, что в 1954 г. научно-реставрационные мастерские были ликвидированы. Работы были частично сокращены, продолжение реставрации было возложено на местные подрядные строительные организации при авторском руководстве архитекторов из Москвы. В период с 1951 по 1960 год собор освободили от наружной обшивки, восстановили крыльцо, отреставрировали интерьеры.

В 60-е годы зачастили в Успенский собор экспедиции из Русского музея. Были увезены десятки икон на реставрацию, и среди них главная — Успения Божией матери. Более 130 икон из Успенского собора Кеми находятся в запасниках Музея ИЗО Карелии! За последнее время написаны три новых иконы — художниками-реставраторами из Соловецкого музея.

В середине 1970 году силами специальной научно-реставрационной мастерской Министерства культуры KACСP произведена замена сгнивших венцов, перекрыта кровля над трапезной и крыльцом, произведен ремонт полов, установлены сжимы на аварийных участках стен.

Летом 1975 года в Кеми была очень сильная гроза, ударом молнии повредило шатер самой высокой Успенской церкви. Хорошо, что полил обильный и продолжительный дождь, и собор, к счастью, не загорелся, и в 1976 году архитектором Е. Вахромеевым составлен новый проект реставрации Успенского собора. Согласно этому документу, в 1977 - 1978 годах были проведены работы по химической защите собора. Студенты химического факультета Московского государственного университета произвели пропитку бревен и других деревянных конструкций химическим раствором, предохраняющим бревна от гниения, жучков-вредителей, а также от возможных пожаров. В 1979 - 1980 годах плотники заменили лемеха на главках и тес на шатрах. В 1981 году было произведено частичное снятие лесов, а в 1982-м - инженерное укрепление сруба Успенского собора: были поставлены сжимы на аварийных участках стен, также установили на главках всех трех церквей молниеотводы.

С момента последней реставрации и по сегодняшний день Супенский собор остается в строительных лесах.

Надо сказать, что город Кемь, небольшой по территории и количеству населения был богат церквами. Всего в излучине реки Кемь их было пять. В настоящее время уцелели всего два храма. Но в каком состоянии! Каменный Благовещенский собор, где в настоящее время открыт монастырь во имя Новомучеников Российских, несколько раз пытались взорвать, но построенный на совесть храм выстоял. Однако досталось зданию изрядно.

Успенскому собору повезло больше. Его не взрывали, не сжигали, но разграбили основательно. Пропали уникальные иконы: часть из них раздали по музеям, часть просто разворовали. Сейчас из иконостаса собора сохранился только деисусный ряд - уникальное творение древних иконописцев, имеющее огромную историческую и художественную ценность. В нем двадцать одна икона, каждая высотой два метра и шириной от 0,8 до 1,5 метров. Для прихожан собора и каждого православного человека они бесценны, как бесценен и сам собор – древнее сердце города.

В отличие от других памятников, Успенский собор дошел до нашего времени без каких-либо пристроек или утрат основных объемов, однако со временем его облик значительно изменился. К сожалению, сохранилось слишком мало архивных документов, раскрывающих строительную историю собора, и поэтому обоснованием для реставрации могут служить только комплексные натурные исследования, которые ведутся по трем основным направлениям: архитектурно-археологические обмеры, инженерная диагностика и исследования живописи иконостасов.

Из-за высоких деревьев, коих, к слову сказать, никогда не бывало вблизи древнерусских деревянных храмов (за исключением малых часовен), Успенский собор невозможно воспринять целостно.

Как и в любом сооружении, изменения в архитектурном облике Успенского собора не однозначны по своим эстетическим качествам. Поэтому действия реставраторов в настоящее время должны быть направлены как на физическое сохранение памятника, так и на выявление определенных доминирующих черт сооружения, характеризующих его общекультурное значение.

Но этого мало. Каждому памятнику присущ свой «градостроительный климат», т. е. та окружающая при¬родная или архитектурная среда, в которой он сфор¬мировался и существовал. Уничтожение исторической среды убивает памятник. Именно в этом аспекте долж¬ны рассматриваться древняя часть г. Кеми и, в частно¬сти, Лепостров. Старую застройку города необходимо сохранять как неотъемлемую часть выдающегося па¬мятника русского деревянного зодчества - Успенского собора.
И очень современно звучат сегодня слова академи¬ка архитектуры В. В. Суслова, сказанные им почти сто лет назад: «...Изучение их (памятников деревянной ар¬хитектуры) важно потому, что в них находится масса мотивов, и мы могли бы, глубже вдумавшись в естест¬венный ход развития народного творчества, понять его духовный язык, чтобы затем идти к совершенствованию родного искусства прямою, самостоятельною дорогой».

16 марта 2006 Глава РК С.Катанандов подписал распоряжение, согласно которому здание Успенского собора в Кеми передано в безвозмездное пользование Кемскому Благовещенскому мужскому монастырю во имя Новомучеников и Исповедников российских. Этот документ принят в соответствии с Законом РК "Об управлении и распоряжении государственным имуществом Республики Карелия" на основании ходатайства Петрозаводской и Карельской епархии Русской Православной Церкви и Кемского Благовещенского мужского монастыря.

Присоединяйтесь